Со 2 по 10 марта четверо представителей Агентства изучали опыт работы новостного агентства расследований «Линза» (The Lens) из Нового Орлеана в рамках программы партнерства в отрасли мас-медиа Украины (UMPP) от IREX.
И параллельно знакомились с жизнью города с почти таким же количеством населения, как и в Винннице (350 000), но занимающем гораздо большую площадь. Не обошли стороной и систему образования.
Если в Украине учебные школьные программы более-менее унифицированы (причем скорее более), то в США на федеральном, то есть общегосударственном уровне утверждается только общая стратегия: что должны обязательно знать юные американцы после окончания курса среднего образования, законодательное регулирование вопросов инклюзивного образования и т.п.
А вот конкретные программы обучения отдаются на откуп штатам. В результате, например, в одном школьникам преподают азы сексуального образования, а в другом, как в Луизиане, где расположен Новый Орлеан, эта тема в программах отсутствует. Впрочем, некоторые школы включают ее в общий курс биологии. Но тут уж как решит школьный совет.
А решает он практически все. Поскольку новоорлеанскими школами управляет не департамент образования, а общественные организации. Стартовал процесс передачи школ на своего рода аутсорсинг в 1995 году. Сначала – в качестве эксперимента, эпицентром которого стал Новый Орлеан. Сегодня подобная система существует уже примерно в половине штатов. В самом же Новом Орлеане эксперимент сочли настолько удачным, что сегодня из 80 государственных школ (public school) только четыре остаются в ведении департамента образования, да и их к лету собираются передать в управление.
Сама же передача происходит весьма просто: желающие опекать учебное заведение организации подают заявки в мэрию, которая и принимает решение.
В результате все, что остается новоорлеанским чиновникам от образования, – контролировать вопросы безопасности и распределять между школами бюджетное финансирование – от 4000 до 6000 долларов в год на ребенка (при этом на ремонты-телевизоры-компьютеры новоорлеанские родители деньги не сдают). Для чего, соответственно, большого числа чиновников не требуется.
Чтобы взять в управление школу, «общественники» должны получить лицензию, подтверждающую их способность нести бремя ответственности за школу и учеников на своих плечах. А нести они его должны в соответствии с законодательством и договором, который заключается с городскими властями. Теоретически все выглядит чинно и мирно, хотя на практике иногда возникают скандалы. Например, в одной школе двум бездомным ученикам отказали в праве на образование из-за отсутствия формы. Да, закон обязывает школы обеспечивать таких учеников формой за счет заведения, но иногда школы в лице тех, кто ими управляют, придерживаются иного мнения.
Еще один случай, о котором журналистам Агентства рассказали коллеги из Линзы, касается школьных автобусов. Тех самых, желтых, которые показывают в кино и на которые мы успели насмотреться вживую. Подвоз на них школьников – забота все тех же школ. Одна школа решила сэкономить и, воспользовавшись тем, что в договоре с мэрией не было четко прописано, что детей на учебу должны развозить именно школьные автобусы, просто раздала ученикам проездные билеты. И если для ребенка 10-12 лет проехаться в одиночку в общественном транспорте не проблема, то о семилетнем такого уже не скажешь.
А ехать, между прочим, иногда приходится не просто долго, а очень долго. Поскольку родители могут выбирать любое учебное заведение, независимо от места проживания, автобусам, собирая своих пассажиров, приходится колесить по всему городу. Вот и получается, что маленькому пассажиру, чтобы успеть на уроки к восьми, например, утра, приходится садиться в автобус в шесть и кататься по городу, пока автобус не объедет все адреса.
Помимо транспортного, наблюдательные советы школ решают и кадровые вопросы. А учительских кадров в Новом Орлеане не хватает. В результате преподавать разрешают тем, кто имеет высшее, но не педагогическое образование. Получают за свой труд новоорлеанские учителя около $45 000 в год – немного ниже средней зарплаты. При этом зарплата управляющего школой (а иногда и несколькими) может достигать $175 000.
После окончания средней школы (примерно в 14-15 лет) новоорлеанские ученики сдают тесты для перехода в высшую школу (не путать с вузами), где учатся до 18. Уровень образования в таких школах разный, однако рейтинги – от высшего А до низшего Е – постоянно меняются. При этом запись в школы напоминает лотерею, и списки формируются в зависимости от почтового индекса и количества учеников, которых в состоянии вместить школа. Как правило, это не более 300 школьников.
Более престижными, чем государственные, считаются католические и частные школы. Год обучения в последних может достигать $30 000 в год, и их основной контингент – дети белых новоорлеанцев. При этом 85% учеников государственных школ – чернокожие.